Тематические уроки мастера-флориста Зайцевой Татьяны Ильиничны.

Главная » статьи » Тематические уроки мастера-флориста Зайцевой Татьяны Ильиничны.

Рекомендации начинающим флористам.
 
      Флористика – это вид прикладного искусства, когда вместо красок и кисти используются засушенные цветочные лепестки, листья, травы, соломка и другой природный материал.
Природный материал сам по себе обладает потрясающей энергетикой. Работая с листьями и цветами, вдыхая их аромат и созерцая красоту, невозможно оставаться равнодушным. Начинающему флористу я рекомендую использовать для работы фотографии и лучшие работы известных художников. Таким образом, вы будете учиться работать с материалом, а не ломать голову, как должна падать тень или как изобразить отражение. Лучше подумать над тем, чем изобразить эту тень и отражение. Из природного материала можно создать любую картину: цветочную композицию, пейзаж, натюрморт, портрет и др.
 
Тема 1. Цветочные композиции.
 
Урок 1. Законы аранжировки и формы цветочных композиций.
 
      Начинать изображение цветочной композиции необходимо с размещения изображения так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Сверху надо оставлять больше места, чем снизу. Кроме того надо следить, чтобы части композиции не упирались в края картины. Фон для композиции следует подобрать с учетом цветовой гаммы имеющегося материала. Чтобы создать красоту цветочной композиции, ее элементы надо располагать не хаотически, а по определенным законам. Вот эти законы:
 
1. Все элементы должны исходить из одной точки
2. Устанавливать элементы на разном уровне
3. Тяжелые, крупные, темные элементы располагать внизу, а легкие, мелкие, светлые – вверху. Зонтичные, колоски, бутончики, метёлки – должны завершать композицию вверху. В самом верху – свободное пространство – «воздух».
4. Чередование цвета (ритм). Лучше подбирать не менее трех цветов.
5. Центр композиции – это то, где должно концентрироваться, привлекаться внимание зрителя. Центром может быть один крупный цветок, либо группа мелких.
6. В композиции не должно быть симметрии.
7. Композиция устанавливается по определенной форме. 
 
Образец правильно выполненной цветочной композиции:
 
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
                                                                                                                                                                                                        Формы композиций
 
Различают обычно несколько основных форм цветочных композиций:
 
1. Круглые, полукруглые.
 
 
 
Какую форму выбрать нередко подсказывают сами растения. При большом количестве цветов прибегают к округлой форме. Такие композиции создаются из астр, ромашек, ноготков, фиалок, васильков, маков, мелких роз. Их применяют и при составлении небольших букетов для невест (бидермееры).
 
2. Овальные
 
 
 
Изящные, стройные удлиненные соцветия (ирисов, гладиолусов, дельфиниумов) особенно хороши в композициях овальной формы. Нередко их ставят в большие напольные вазы.
 
3. Треугольные
 
            
 
Это самая распространенная форма. Треугольники могут быть правильной и неправильной формы.
 
4. Полулунная
 
 
 
Крупные цветы располагаются внизу, выше – более мелкие и бутоны. Эти формы используются с низкими, плоскими вазами.
5. S-образная или линия Хогарта (по имени английского художника XVIII века)
 
              
 
 
Урок 2. Фон
 
      Создавая композиции из растительного материала, нужно учитывать, что фон – очень важный элемент произведения. Он должен гармонировать по цвету с используемым материалом. Главное, чтобы фон не был ярче, чем сама композиция. Он не должен отвлекать внимание зрителя.
 
В качестве фона для цветочной композиции можно использовать:
 
1. Природный материал (лепестки цветков, обертки кукурузных початков, листья тополя серебристого, мать-и-мачехи, осенние листья бадана, дикого винограда, боярышника, малины и т.д.).
 
 
 
«Незабудки». Фон выполнен из лепестков желтой розы.
 
2. Бересту.
 
3. Бархатную бумагу. Для работ, выполненных из соломки, лучше использовать бумагу темного или черного цвета.
 
 
 
 
«Букет хризантем». Фон выполнен из черной бархатной бумаги.
 
4. Ткань (суровое полотно, лен, шелк). Шелк желательно подбирать с переходом одного цвета в другой. Если такую ткань подобрать невозможно, ее можно покрасить самому.
Подкраску можно осуществить следующим образом: увлажнить кусочек губки, сильно отжать, нанести на нее чуть-чуть гуашевой краски, попробовать на бумаге, затем наносить на ткань слева направо. При необходимости сверху нанести краску другого цвета.
 
 
 
«Подарок лета». Фон выполнен из ткани желтого цвета с переходом в оранжевый.
 
Как правильно натянуть ткань?
 
Порядок работы:
 
1. Взять картон по размеру картины (например, 21х30 см).
2. Взять подобранную ткань, разгладить.
3. Отрезать кусок ткани по размеру картона, прибавив со всех сторон по 4 см.
4. Положить на ткань картон и вырезать из ткани уголки.
5. Намазать кисточкой клеем ПВА одну короткую сторону картона, приклеить ткань.
6. Намазать клеем таким же образом другую короткую сторону картона, натянуть и приклеить ткань.
7. Точно так же поступить с длинными сторонами картона, натянуть и наклеить ткань.
8. На чистый лист бумаги положить заготовку тканью вниз, сверху наложить груз до высыхания.
 
Урок 3. Вазы.

Ваза является непременным условием создания гармоничности цветочной композиции. Поэтому к выбору вазы надо относиться очень осторожно: сама являясь произведением искусства, она может отвлекать внимание от букета, а то и подавлять его. Ваза должна сочетаться с фоном и гармонировать с букетом по цвету и форме. Для этого в букет добавьте несколько цветочков того же цвета, что и ваза.

Основная ошибка начинающих художников – острые углы у горлышка. И дно, и горлышко сосуда всегда овальной формы. Кроме того, они выглядят по-разному: на уровне глаз овал превращается в линию, чем выше или ниже уровня глаз, тем шире рисуются горлышко и дно вазы.

Вазы бывают из разных материалов: из стекла, керамики, фарфора, дерева. Керамику делают из листьев бадана, банана, мать-и-мачехи, калины, дикого винограда, а также лепестков розы. Поверхность керамических ваз может быть матовой или глянцевой. На матовой поверхности нет ярких бликов, и переход от тени к свету делается плавным. Если поверхность керамической поверхности глянцевая, то обязательно должен быть блик. Блик лучше всего делать из пленки лука или шелухи чеснока.

Самые сложные в выполнении – вазы из прозрачного стекла. Они выполняются из луковой пленки, чеснока, тонкого верхнего слоя бересты или другого похожего полупрозрачного материала. Если вода в вазе прозрачная, то происходит преломление света, поэтому стебли цветов лучше выполнять со смещением. Цвет стеблей и листьев в воде должен быть темнее. Фон и поверхность стола за вазой нужно также выполнять чуть темнее.

Итак, что надо помнить, чтобы правильно изобразить вазу?

  1. Ваза должна повторять форму букета.
  2. Необходимо правильно подобрать фактуру вазы (керамика, стекло, дерево и т.д.).
  3. Ваза должна иметь объем. Для этого нужно делать плавный переход от тени к свету. Учитывая направление падения света, делать блик на вазочке.
  4. Ваза должна отражать тень на столе.

 

 

Пример правильного изображения вазы. «У раскрытого окна» (флора).

Изображать стеклянные вазы начинающим достаточно трудно, поэтому рекомендую «подсмотреть» подобные вазы на фото или на картинках хороших художников, рисующих натюрморты.

Тема 2. Пейзажи.

 При работе над пейзажами надо учитывать правила линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива основана на том, что предметы вблизи изображаются большими, а по мере удаления, вдали – малыми.

 Воздушная перспектива означает, что по мере удаления предмета, изменяются его внешние черты. На переднем плане краски ярче и насыщеннее. На дальнем плане – пастельных тонов. Цветовая гамма также меняется в течение дня. Если это солнечный день, то тени яркие, четкие, если туманный – теней практически нет.

 Урок 1. Небо.

 Материалом для неба могут служить листья тополя серебристого, нежные листья початков кукурузы, береста и другие всевозможные материалы, т.к. небо бывает самых разных цветов и оттенков.

 По правилам воздушной перспективы вверху и с боков небо темнее, а возле горизонта становится светлее.

 Если небо выполняется из листьев, то их необходимо подготовить: вырезаем толстую среднюю жилку, а края аккуратно обрываем пальцами. Отрезанные ровно ножницами края потом некрасиво смотрятся на картине. Подбираем фрагменты по цвету и выклеиваем небо подобно аппликации, чуть внахлест.

 Листья от початков кукурузы подбираются в зависимости от задумки. Если нужно изобразить закатное небо, то кукурузу можно слегка затонировать утюгом, либо выбирать листья с розовым оттенком (такая кукуруза произрастает на Украине, либо в южных областях России). Чтобы кукуруза хорошо приклеилась, можно после наклеивания пройтись по ней не очень горячим утюгом или положить под пресс.

 Если небо выполняется из бересты, то береста берется тонкая и выклеивается сверху вниз, слева направо, сверху темнее – снизу светлее. Штрихи на бересте должны быть параллельны между собой и основанию картины. Береста выклеивается встык, за исключением пленки от бересты, которая выклеивается сверху для изображения облаков. Необходимо помнить, что концы облачков должны быть вытянутыми, а не обрубленными.

 Примеры:

                                                                                 

 «Закат» (небо выклеено из серебристого тополя)

 «Русский мотив» (небо выклеено из кукурузы) 

 

 «Летний день» (небо выклеено из бересты)

 Урок 2. Вода.

 Вода обычно выполняется из того же природного материала, что и небо. Если небо из кукурузы, то и вода должна быть из кукурузы. Если небо из бересты, то и вода должна быть из бересты. Но нередко для изображения воды используют чеснок, листья лоха узколистного, ивы серебристой. Чтобы показать эффект водной глади, используют горизонтальные фрагменты – полоски.

 Как и при изображении неба, по законам воздушной перспективы вода на переднем плане изображается темнее, постепенно светлеет и на заднем дальнем плане становится совсем светлой. Однако надо помнить, что по сравнению с небом вода всегда должна быть чуть-чуть темнее.

 Отражение выполняется из того же материала, что и сами объекты (деревья, облака). Необходимо помнить, что светлое в водном отражении обычно выглядит темнее, а темное – светлее.

 Чтобы подчеркнуть фактуру воды, по поверхности воды можно пустить полоски чеснока, либо бересты.

 Пример правильного изображения воды и отражения на картине:

                                                                 

 «Лесное озеро» (вода, как и небо выклеены из кукурузы)

  Урок 3. Деревья.

Деревья выполняются по-разному, это зависит от сложности эскиза и от задумки автора. У каждого дерева свое строение ствола и кроны. Стволы деревьев иногда собирают на кальке, а уже потом приклеивают поверх неба. Стволы у разных деревьев бывают разными по форме и цвету. При изображении стволов и веток надо помнить одно правило: чем ниже ствол или ветка – тем они толще.

Ствол березы чаще всего вырезают из бересты таким образом, чтобы штрихи шли поперек ствола. Ствол березы не должен быть прямым, как у сосны, он изгибается в нескольких местах. Белый ствол березы можно изобразить с помощью листьев серебристого тополя, шелухи чеснока. Чтобы изобразить ствол объемным, необходимо мысленно разделить его на три части: светлая, средняя и темная. Для каждой части подберите соответствующий по цвету материал.

Черную часть коры делают из банана, черноклёна. Белую, светлую часть коры некоторые флористы делают из яичной пленки, а среднюю – из разных оттенков серебристого тополя.

Ствол сосны, в отличие от березы, чаще всего бывает прямым. Кора у сосны оранжево-коричневая. Для нее хорошо подойдут разные осенние листья подходящего цвета. Хорошо подходит кора от «бесстыдницы». Коричневый внизу ствол сосны выклеивают из темных листьев, светлую среднюю часть – из луковой шелухи.

Ветки деревьев можно сделать из листьев лилейника, кожуры банана, также используются темные водоросли и тонкие корни растений.

Крона деревьев может быть изображена несколькими способами:

1.​ Крошка

Листья подбирают по цвету и измельчают в мелкую крошку. Это делается руками или с помощью кофемолки. Затем покрывают клеем места кроны и засыпают крошкой. Когда клей высохнет, наносят другие цвета крошки, чтобы изобразить свет и тень.

2.​ Пробитый (скелетированный лист)

Осенние листья дуба, осины, тополя делают скелетированными, пробивая их одёжной или металлической щеткой. Листья при этом помещают на стопку газет, либо на пористую резину.

3.​ Листва по методу Юркова

Этот метод придумал замечательный флорист из Нижнего Новгорода Александр Николаевич Юрков. Лист мажем клеем с изнанки, прикладываем к нужному месту и отрезаем кусочек скальпелем. Можно брать листья нескольких оттенков и таким образом выкладываем всю крону дерева.

Кусты могут быть изображены темными водорослями, тонкими корнями папоротника или других растений.

Для изображения цветущего сада можно использовать мелкие белые цветы черемухи, цветы сныти и тысячелистника.

Примеры правильного изображения стволов, веток и кустов:

«Мостик у заплаканных берез» (флора)

 

 
                                                                                                     «Затишье» (флора) 
25.05.2019
 
  • Главная
  • События
  • Секции
  • Контакты
  • О нас
  • Выставки
  • Инкрустация по дереву
  • Детское творчество
  • Декоративное панно
  • Лесная скульптура
  • Аранжировка цветов
  • Лозоплетение
  • Примеры наших работ
  • Видео галерея
  • Фото альбом
  • Отзывы
  • Поиск
  • Худсовет
  • Награды
  • Отчёт секции панно
  • Выставка "Цветы - 2013" -Всероссийский выставочный центр
  • Лауреат проекта "Персона России"
  • ВАЗА
  • Мастер деревянной бижутерии
  • НЕМНОГО О КЛУБЕ
  • О пребывании в Москве мастера Иккё Китадзава
  • Празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
  • V Международный форум "Дни сада в Бирюлево"
  • Лозоплетение: сказочный букет
  • Выставка в музее Дарвина
  • Чем занимается Клуб «Природа и творчество».
  • Тематические уроки мастера-флориста Зайцевой Татьяны Ильиничны.
  • История в кадрах
  • Подсолнухи во флористике
  • Дискуссионный клуб: \"Лесная скульптура\" или \"лесная находка\"
  • Воротник Вильяма Шекспира
  • Учимся рисовать тополиным пухом
  • ИСТОКИ
  • Живописные флористические панно с применением соломы и других природных материалов.
  • Открытый урок(лекция) в Московском академическом художественном училище(МАХУ)