Дискуссионный клуб: "Лесная скульптура" или "лесная находка"

Главная » статьи » Дискуссионный клуб: "Лесная скульптура" или "лесная находка"

Дискуссионный клуб:

 

 “Лесная скульптура” или “лесная находка”?

 

В ранее написанной статье “Что такое “Лесная скульптура?" я уже обращался к этому вопросу, правда, в другом контексте. В той статье, в основном, речь шла о том кто автор в “лесной скульптуре” – человек или природа? Я утверждал, что если Вы нашли в лесу какой-то сучок или корягу, подняли, принесли, помыли, почистили и стали что-то скоблить, прилаживать к подставке, а если и того лучше стали приклеивать кусочки – то Вы уже создаёте сами, по своему пониманию свой, а не никакой не природный образ. Просто природные формы, текстура или цвет дерева натолкнули Вас на тот, заложенный в голове образ, который Вы запомнили из всего жизненного опыта, отложили глубоко в память, - а сейчас он всплыл.

Так что всё, что Вы нашли в лесу, пропустили через собственные руки и голову и предъявили зрителю – “лесная скульптура”, Вы её автор и за неё отвечаете.

Ан нет. Вот Вам расширенная цитата из книги Н.Г.Яковлевой “Лесная скульптура”. Лесная промышленность. 1988г.

(Н.Г.Яковлева член нашей секции “Лесная скульптура”  в течении 15 лет, так что её утверждения – это основные положения секции. Правда я её уже не застал, но многие из сегодняшних участников её помнят, а она на их работы ссылается и фото приводит.)

“Лесной скульптурой” называются обработанные находки из отжившего или обречённого на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры. Идею образа подсказывает сама находка.

В чём особенности лесной скульптуры?

Во-первых,…в соавторстве с природой, где главная роль, решающее слово принадлежит человеку”.

Так что же идея и главная роль принадлежит человеку или природе? К чему приводит такая мешанина в голове? Н.Г.Яковлева формулирует следующие правила.

“ --- Растущее дерево трогать нельзя. (Это, конечно, реверанс обществу “Охрана природы” по поводу десятка деревьев, претендующих остаться в культурном наследии после обработки мастером, на фоне ежегодных плановых вырубок и лесных пожаров на десятках тысяч гектаров леса.)

 --- Никогда не применяйте посторонние материалы….Возбраняется так же использовать механически обработанное дерево – доски, фанеру, спички, шпон, всевозможные рейки и бруски. (А как же доски для панно, подставки в виде кубиков, а интарсия и маркетри, а бижутерия с её ушками, цепочками, крючками, а шкатулки из спилов с внутренними стенками?)

 --- Нельзя красить дерево в несвойственные ему цвета. (Что означает несвойственные цвета при наличии красного дерева, чёрного морёного дуба, синих оттенков древесины болотных деревьев. В следующей главе той же книги даются рецепты красителей. Да и Эрзя красил губы своим женским образам.)

 --- Недопустима в лесной скульптуре резьба. (Ну, вот и приехали. Даже очистка “лесной находки” делается резьбой – отрезанием лишнего, вырезанием гнили, подгонкой на подставку ).

Далее уже можно не цитировать. И это не какое-то одиозное высказывание. К чему это приводит?

В1971 году в издательстве “Просвещение” Ариадна Жукова издала книгу из цикла “Природа и фантазия” с точным названием “Удивительные дрова”. Приведу только подписи под иллюстрациями: “Допотопное животное”, “Кто я?”, “Чудо морское”, “Нереида”, “Дриады”, “Силуэты”, “Танцующие силуэты”, или “Обречённость”, “Расплата”, “Клевета”. Можете себе представить, что там изображено.

Всё это приведено к тому, чтобы показать как такие правила и созданные на их основе произведения дискредитируют направление художественной деятельности именуемое “Лесной скульптурой”,

В.М.Сафроненко в книге “Вторая жизнь дерева” издательства “Полымя” Минск.1990г. пишет: “Кому не приходилось, гуляя по лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев или пней, напоминающих фигуру человека, животных, т.е. “лесную скульптуру”.

Одним из направлений “лесной скульптуры” является “лесная находка”, основной признак которой – законченность. Естественные форма и фактура не требуют вмешательства человека”.

Ну вот, наконец, хоть что-то полезное. Во-первых, вводится понятие “лесная находка”. Не  будем придираться, выискивая границы воздействия человека на природу.  Будем считать что да, нашёл человек сучок, ветку красивую, корень, что-то ему напомнивший, немного над ним повозился – “лесная находка”, и объявил “лесной скульптурой, созданной природой. Вот и хорошо, С изображением таких поделок вышли многие альбомы, появились книги, разъясняющие, что в этом направлении деятельности от человека ничего не требуется, только пытливый взгляд. Очень удобно для воспитания в маленьких детях любви к природе. Здесь мастерство опускается на уровень ребёнка, ему всё понятно. Он и рисует так же, у него и люди кружочками и квадратиками, а руки и ноги – палками. Это возраст от 3х до 5ти лет. Далее более серьёзно. Уже собака – лохматый прямоугольник, но ног – толстых палочек – обязательно четыре. А у нас в “лесной находке” и с тремя можно. Так давайте и будем называть этоЛесной находкой.

Вот теперь вспомним о втором положении в приведенной выше цитате вводящей понятие “лесная находка”. Это то, что “лесная находка” – одно из направлений “лесной скульптуры”, но только часть её. Есть в “лесной скульптуре” и другие направления. О них мы, возможно, поговорим более подробно в других статьях. А сейчас  следует  констатировать, что речь идёт о самом первом,  крайнем направлении “лесной скульптуры”, начальном, через которое прошли, очевидно, все, кто занимается этим делом. Но вот ограничить этим творческую деятельность называемую “лесной скульптурой” крайне неверно. Пора пропагандировать в компьютерных сайтах и издавать альбомы, где присутствуют серьёзные работы над образом человека, животных, бижутерия, флористика, интарсия, композиции. Где мастера работают с “лесной находкой”, используя её не только как причудливую форму что-то напоминающую, но  выявляют и представляют зрителю в образе или композиции красивый и оригинальный материал – дерево с его структурой, фактурой, сочетанием оттенков. Где используется вся технология и приёмы обработки, найденные за столетия искусства ваяния – создаётся “лесная скульптура”.

Скорее всего, начало “лесной скульптуры”, как одного из разделов искусства ваяния, следует отнести к творчеству Степана Дмитриевича Эрзи и признанием его работ аргентинского периода в Западной Европе. В своей, одной из лучших работ –” Моисей “ он использовал более тысячи точно подогнанных вкладышей занимаясь искусной и тонкой резьбой по дереву. Где уж тут образ, подсказанный природой и заклинания о неприкасаемости руки человека.

В направлении деятельности “Природа и творчество”, куда входит “лесная скульптура” есть два края – природа с одного и творчество с другого. Вот почему “лесную находку”, как одно из направлений “лесной скульптуры” следует считать крайним, начальным направлением, олицетворяющим первое слово – природа. С другой стороны, то же крайнее – творчество, где, скорее всего, природы мало. А вот между этими краями множество направлений, в которых, на мой взгляд, было бы полезно и интересно разобраться. 

Владимир Егер 

                         

 

  

 

 

 

 

 

 

 

10.12.2019
 
  • Главная
  • События
  • Секции
  • Контакты
  • О нас
  • Выставки
  • Инкрустация по дереву
  • Детское творчество
  • Декоративное панно
  • Лесная скульптура
  • Аранжировка цветов
  • Лозоплетение
  • Примеры наших работ
  • Видео галерея
  • Фото альбом
  • Отзывы
  • Поиск
  • Худсовет
  • Награды
  • Отчёт секции панно
  • Выставка "Цветы - 2013" -Всероссийский выставочный центр
  • Лауреат проекта "Персона России"
  • ВАЗА
  • Мастер деревянной бижутерии
  • НЕМНОГО О КЛУБЕ
  • О пребывании в Москве мастера Иккё Китадзава
  • Празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
  • V Международный форум "Дни сада в Бирюлево"
  • Лозоплетение: сказочный букет
  • Выставка в музее Дарвина
  • Чем занимается Клуб «Природа и творчество».
  • Тематические уроки мастера-флориста Зайцевой Татьяны Ильиничны.
  • История в кадрах
  • Подсолнухи во флористике
  • Дискуссионный клуб: \"Лесная скульптура\" или \"лесная находка\"
  • Воротник Вильяма Шекспира
  • Учимся рисовать тополиным пухом
  • ИСТОКИ
  • Живописные флористические панно с применением соломы и других природных материалов.
  • Открытый урок(лекция) в Московском академическом художественном училище(МАХУ)